http://moibebik.ru/uploads/mini/roditelskie-ustanovki.png

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и не сознаваемое – сознание и подсознание.

В не осознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое подвергают сомнению, ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям к окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в своё подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. ("Курить вредно!"-хочу и курю.)

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость - глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите ссылки: “негативные установки", “позитивные установки” и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки

“Сильные люди не плачут".

“Думай только о себе, не жалей никого".

“Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".

“Дурачок ты мой!”

“Уж лучше б тебя вообще не было на свете!”

“Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…".

“Не будешь слушаться - заболеешь!".

“Яблоко от яблоньки недалеко падает".

“Сколько сил мы тебе отдали, а ты…”

“Не твоего ума дело…”

“Бог тебя накажет!..”

“Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".

“Не верь никому,обманут!..”

“Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!”

“Ты всегда это делаешь хуже других…”

“Ты всегда будешь грязнулей!”

“Женщина глупее мужчины…”

“Ты плохой!”

“Будешь букой - один останешься".

“Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…”

Позитивные установки

“Поплачь - легче будет".

“Сколько отдашь - столько и получишь".

“Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!”

“В тебе все прекрасно…”

“Какое счастье, что ты у нас есть!".

“Каждый сам выбирает свой путь".

“Ты всегда будешь здоров!”

“Что посеешь, то и пожнешь".

“Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".

“Твое мнение всем интересно".

“Бог любит тебя!”

“Кушай на здоровье!”

“Выбирай себе друзей сам…”

“Как ты относишься к людям, так и они к тебе".

“Как аукнется, так и откликнется".

” Каждый может ошибаться! Попробуй еще!”

“Какой ты чистенький всегда и аккуратный!”

“Чистота - залог здоровья".

“Все зависит от человека…” ,

“Я тебя люблю любого…”

“Люби себя и другие тебя полюбят".

“Все в этой жизни зависит от тебя”

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Как часто вы говорите детям…

- Я сейчас занят(а)…

- Посмотри, что ты натворил!

- Это надо делать не так…

- Неправильно!

- Когда же ты научишься?

- Сколько раз я тебе говорила!

- Нет! Я не могу!

- Ты сведешь меня с ума!

- Что бы ты без меня делал!

- Вечно ты во все лезешь!

- Уйди от меня!

- Встань в угол!

Все эти “словечки” крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!